Экзамены. Как перестать бояться?

Совсем скоро старшеклассникам предстоит довольно сложное испытание — выпускные, а затем и вступительные экзамены. Несмотря на уровень подготовки, объем знаний и количество пробных тестов, экзамены — это большой стресс для ребенка. Ведь во многом и мы, родители, нагнетаем этот страх, говоря об огромной ответственности и даже судьбоносности экзаменов.

О природе страха и о том, как с ним справиться, мы поговорили с магистром психологии, практиком, преподавателем и супервизором Еленой Палюшик.


— Что такое страх, какие изменения происходят в организме, когда мы боимся?

— Вообще это базовая эмоция человека. Страх возникает в результате воображаемой или реальной опасности и воспринимается человеком как угроза жизни. В норме страх выполняет охранительную функцию, он необходим нам для правильного функционирования психики.

Самые известные «гормоны страха» — это адреналин и норадреналин. Адреналин вызывает учащение сердцебиения, расширение зрачков, сужение сосудов слизистых (поэтому, например, при волнении пересыхает во рту). Выброс этого гормона происходит при любом сильном волнении, его главная задача — адаптировать организм к реагированию на стресс.

Норадреналин осуществляет «психическое сопровождение» стресса. Он влияет на общий уровень активности мозга, нашу подвижность, сенсорное восприятие, эмоции, потребности и память.


— Получается, что страх сильно влияет на наше тело. Сказывается ли это и на мыслительном процессе, концентрации, влияет ли на результат тех же экзаменов?

— В психологии есть такая формулировка: «Аффект перекрывает интеллект». Когда человек испытывает сильную эмоцию (любую), его мышление как бы «отключается», переходит в спящий режим. Все ресурсы организма направляются на переживание этой эмоции, а энергии на обработку информации, извлечение ее из памяти, оперирование знаниями не остается.

Привыкшие бояться люди любую информацию воспринимают искаженно (ошибочно). Они переоценивают шансы того, что случится нечто страшное, а также склонны переоценивать последствия, к которым эти «ужасные» события приведут.

Человек, страдающий от страхов, свои успехи часто объясняет стечением обстоятельств и везением, а вот неудачи и ошибки относит только на свой счет. В памяти таких людей угрожающие события закрепляются прочнее, чем события приятные. Получается, что страхи крадут у нас радость, уверенность в себе и счастье.

Кроме того, в обществе принято считать, что страх — это что-то постыдное. И тогда человек, которому и без того непросто, пытается скрыть проявления своего страха, это отбирает у него еще больше сил и внутренних ресурсов.


— То есть бояться нормально? Как вообще стоит относиться к таким «негативным» эмоциям?

— Абсолютно нормально! Тревога перед публичным выступлением, ответственным экзаменом, встречей с авторитетным человеком в той или иной степени знакомы каждому. В определенном смысле тревога выполняет и положительную функцию — заставляет мобилизовать доступные ресурсы, подготовиться к предстоящему испытанию, повышает чувство ответственности.

Но бывает и так, что страх приобретает совсем иную природу. И вместо мобилизации ресурсов приводит к их блокированию, начинает тормозить любые формы социальной активности, доставляет человеку массу неприятных переживаний.

— Тогда давайте перейдем к самому главному: как побороть страх?

— Есть несколько универсальных техник:

1. Не реагировать импульсивно, замедлиться и обдумать происходящее. Посмотреть на ситуацию с разных сторон. Оценить степень «ужасности» негативного (с точки зрения человека) исхода и запланировать план действий в случае его наступления.

2. Поговорить о своих переживаниях с человеком в стабильном спокойном состоянии.

3. «Вернуться в тело». Сильный страх «отключает» не только способность мыслить, но и ощущения тела. Например, человек может не заметить, что его дыхание стало поверхностным, а мышцы напряженными. Поэтому важно обратить внимание на свое тело: осознать позу, ощутить одежду, можно похлопать себя по ногам, рукам или выполнить несложные физические упражнения.

4. Запустить мышление. Для этого можно произвести в уме сложные математические расчеты, например, умножить 23 на 47.


— Что можно и что нельзя говорить ребенку, который боится чего-то?

— И ребенку, и подростку, и взрослому, который испуган, необходимо услышать, что бояться — это нормально. И самое важное, что он не потеряет нашу поддержку и любовь, что бы ни случилось. Родителям и близким нужно транслировать, что практически с любой ситуацией можно справиться.