Дети в IT: в Гомеле на базе Ледового дворца учат программированию

С одной стороны — ледовые шоу, с другой — компьютерные баталии… В Ледовом дворце Гомеля, что на Мазурова, 110, совсем скоро начнет работу новая IT-площадка Образовательного центра программирования и высоких технологий. В октябре здесь стартуют занятия для юных айтишников от уже известной в городе ITeen Academy. Чему можно будет научиться? Всем ли подходит сфера IT? В чем польза программирования для ребенка? Ответы ищите в интервью с методистом центра Натальей Масалитиной.


— Почему в ITeen Academy решили, что спортивный комплекс — это место, где должны проходить занятия по программированию?

— Спорт — это направление, которое формирует в детях большое количество полезных качеств. Речь о стратегическом мышлении, навыках командной работы, концентрации внимания, режиме многозадачности. Все это важно для роста как личности и для будущего профессионального становления — в том числе, если ребенок пожелает, в сфере IT.

Многие ошибочно считают, что спортсмены недостаточно способны к освоению точных наук. Мой многолетний опыт работы со студентами в техническом вузе подтверждает обратное. Среди них много тех, кто, заботясь о своем здоровье, отличается широтой интересов и познаниями. Понимая это, большинство современных родителей уже с юного возраста стремятся развивать своих детей всесторонне.

 — Получается, каждый спортсмен сможет стать айтишником?

— Я бы начала с того, что далеко не каждый ребенок становится спортсменом. Ведь в спортивные секции дети, в первую очередь, идут за укреплением иммунитета, а потом уже за турнирами, победами и признанием. Так и в ITeen.

Задумываясь о том, чего мы хотим для своих детей, каждый родитель наверняка сойдется в ключевом — успешном будущем. Поэтому сразу наши дети знакомятся с миром высоких технологий, развивают свои сильные навыки, полученные в школе, а потом принимают решение — двигаться им дальше по образовательной траектории или сменить ее.

Кстати, обучаясь в ITeen Academy, дети зачастую начинают лучше понимать математику в школе или с большим интересом относиться к физике. Во многих «гуманитариях» открываются технические таланты. Задача с нашей стороны — помочь маленькому человеку найти свой путь. Будет ли это программирование, моделирование или вообще handmade — решать только ему.


— То есть помимо программирования область высоких технологий может свестись и к handmade?

— Handmade по большому счету — это «мастерилка», то есть то, что сделано своими руками. В начальной школе в нашем центре многие курсы предполагают изучение технологий посредством творческой работы с детьми без компьютера. Мы строим обучение от обратного: не с заучивания терминов и формулировок, а с практических заданий. Знакомим детей с миром IT посредством понятных им действий: работы с Lego, рисования на бумаге, аппликаций и даже лепки из пластилина. Ребенку легче освоить новое в игре, а потом перевести результат в гаджет. Возможно, он не будет программистом, зато станет талантливым аниматором или дизайнером.

— Вы много лет проработали в системе образования, преподавали программирование, в ITeen также ведете какие-то курсы?

— В основе моей работы в Образовательном центре программирования и высоких технологий лежит методическая часть. Все наши программы едины с главным минским офисом. Но чтобы занятия велись без искажений материала, необходимо четкое предметное понимание. А здесь без знаний и практики никак.

Да, я веду несколько курсов на базе офиса на Речицком проспекте, 80. Это Web-технологии HTML/CSS, JavaScript для 9−11-х классов и Lego: простые механизмы + Lego: занимательная математика для малышей. Старшеклассники не позволяют мне терять практику, помогают оставаться «в теме», а с малышами работать просто одно удовольствие!

— Наверное, своих детей вы обучаете программированию с детского сада?

— Совсем нет. В нашем случае — это сапожник без сапог. Есть любимая работа и есть самое важное, что может быть в жизни женщины — дети. Как здесь балансировать, чтобы успевать свое внимание разделить максимально качественно? Когда ты приходишь домой, помимо бытовых вопросов, хочется провести время с ребенком, а не «пихать» в него знания из категории «ты же педагог, значит, можешь детей обучить сама». Могу! Но не уверена, что их мир на мне должен сомкнуться: мама, учитель, друг, наставник… Их кругозор необходимо расширять постоянно, дети очень социальные. Возможно, поэтому я, как и многие из педагогов ITeen Academy или сотрудников различных IT-компаний, привожу своих детей на занятия непосредственно в центр. И обучаются они наравне со всеми остальными — домашки делать родители не помогают.

— Может, конечно, и не помогают, но все-таки проще знать, чем занимается на курсах твой ребенок и понимать уровень его знаний. Если же родители вообще никак не связаны с IT и термин «объектно-ориентированное программирование» звучит как фраза на иностранном языке, как им оценить полезность занятий?

— Для начала в эту полезность нужно просто поверить. Знаю, звучит немного «попсово» и неоднозначно. Но де-факто могу сказать, что если родитель, принимая решение об обучении ребенка, настроен скептически, то и реакцией его на то, что делает и чему научился «маленький программист», будет постоянное недовольство: то занятие перенесли не так, то стоит дорого, то педагог «не уделяет времени моему Женечке». И в итоге результат годового обучения будет смазан и непонятен ни ему, ни кому-то еще… К слову, то же самое вам скажет и учитель в школе, и преподаватель в университете. Отношение к учебному заведению во многом определяет результат.

Поэтому, верьте в своих детей! Они поистине гораздо умнее нас и способны на невероятные перемены в своей жизни, просто начав делать что-то новое. Также отмечу, что мы приглашаем родителей на открытые уроки дважды в год (в середине обучения и в конце курса), чтобы они смогли увидеть и оценить результаты.

— Сейчас многие с интересом смотрят в сторону IT: у кого-то не сложилось на работе — хочет сменить профессию, кто-то записывает на курсы ребенка, надеясь не упустить его будущее. Как вы считаете, возраст в данном случае влияет на перспективы в этой отрасли?

— Это один из самых частых вопросов у тех, кто думает о входе в IT. Сейчас действительно у многих происходит переоценка значимости своей работы. И большинство смотрит в направлении сферы высоких технологий. Конечно, хочется сказать, что выбирать IT нужно не из-за материальной составляющей. Работать лучше там, где интересно. Всегда приятно встречать тех, кто осознанно приходит за знаниями, тратит время на домашние задания, не воспринимая это как гнет педагогов, а как желание практиковаться. И возраст здесь совершенно не при чем: ученик всегда великолепен! Если его тянет к неизвестному, будем открывать мир высоких технологий столько, сколько потребуется.

Отмечу, что в ITeen Academy детям оценки не выставляют: хватит им для этого и школы. Поэтому в процессе учебы наши юные слушатели методом проб и ошибок, каждый в своем темпе, осваивают дисциплины основательно. В IT-Academy (курсы для взрослых от Образовательного центра программирования и высоких технологий) система оценок, конечно, присутствует, ведь сюда уже приходят люди с четкой целью войти в отрасль. А для этого необходимо много работать как на занятиях, так и дома. Наши тренеры считают, что для достижения результата слушатель от 20 до 40 часов в неделю должен посвящать учебе. И результативностью такого обучения станет возможность успешно пройти собеседование.

Оценки также нужны и для нашей «Программы трудоустройства». Те, кто оканчивает профессиональный курс на 7 и выше, становятся ее участниками. Мы делаем максимальный вклад для того, чтобы как можно больше выпускников получили заветные офферы. Гомельский филиал за год помог «войти в айти» 34 молодым специалистам, попавшим в программу. А весь центр за 10 лет работы трудоустроил 3500+ выпускников. И когда мы говорим о молодых специалистах, то имеем в виду не возраст! Самым старшим трудоустроенным выпускникам — 45−50 лет. Во сколько вы начнете учиться писать код или осваивать другую IT-профессию, решать только вам. Но, разумеется, делать это с детства намного проще.


IT-площадки Образовательного центра программирования и высоких технологий в Гомеле

1. Главный офис — пр-т Речицкий, 80, 2-й этаж

2. Ледовый дворец — ул. Мазурова, 110

3. Средняя школа № 27 — ул. Песина, 30а (р-н нового универмага)

* 2 и 9 октября на базе Ледового дворца ITeen Academy проводит бесплатные мастер-классы, регистрация по ссылке

Подробности по тел. +375 29 173-30-30